«Дидона и Эней» [1689] английского композитора Генри Перселла по поэме
«Энеида» Вергилия – редкий шедевр и, пожалуй, самая трогательная
история любви, рассказанная средствами оперы. Саша Вальц, знаменитый
немецкий хореограф, дебютируя «Дидоной» как оперный постановщик, также
создала шедевр. Возник он в соединении двух материков – старой
изысканной партитуры, отреставрированной молодым итальянским музыкантом
Аттильо Кремонези, которая под его руководством превосходно исполнена
оркестром и хором Академии старой музыки Берлина, и действия, решенного
средствами современного танца [компания Sasha Waltz & guests].
Формально Саша Вальц пошла в том же направлении, что и американский
хореограф Марк Моррис: опера Перселла поставлена как балет. Но
смысловые различия огромны: Моррис, сам станцевавший Дидону, разделил
спектакль на две автономные составляющие: пение [солисты в боковых ложах
над сценой] и танец [солисты и кордебалет на сцене], ставший
единственным языком действия, – движение выражало все, музыка
превращалась в саунд-трек. У Саши Вальц музыка и танец – две равные
силы, которые вырастают из одного дерева и сплетаются, как в античном
театре. Саша Вальц сохранила за пением его привилегию, но сумела
сделать так, чтобы движение рассказывало нечто большее – такое, без чего
нельзя обойтись никак... 2005 год, 95 мин., Германия © Schaubühne
|