Нет смысла описывать современную 'Жизель' Эка: за 19 лет балет получил
мировую известность, писали о нем самые острые перья. Подмечалось ли
кем-нибудь влияние на нее картины Милоша Формана 'Полет над гнездом
кукушки', созданной за несколько лет до балета? Тема унификации
личности, которую Матс Эк развивает в своем спектакле, общая для обоих
художников. Чудаковатых (в фильме мужчину, в балете женщину) залечивают
до такого состояния, что они превращаются в механических кукол,
движущихся роботов, подчиненных коллективной воле, лишенных свободы и
самостоятельности. И там, и там четко прослеживается мотив
привязанности в прямом и переносном смысле, привязанности к месту
простой веревочкой и привязанности чисто физиологической. Это -
противостояние всеобщей надличностности, а главное - воспоминание о
другой, живой, а значит, полной боли, жизни. Спектакль любопытный, с необычной пластикой. С 1982 г. балетный мир
спорит: имел ли Эк еще тогда право поместить во втором акте сошедшую с
ума Жизель в психиатрическую больницу вместо кладбища? Имел ли он право
так эстетически настырно противопоставлять город деревне? Пейзанская
простушка Жизель у Эка уже родилась с 'дрейфующей крышей', к тому же
весьма мужеподобна, а соблазнитель Альбер — изысканный горожанин в
белом фраке и… тапочках.
1982 год, 73 мин., Швеция © The Gullberg Ballet
|