Знаменитого литовского режиссера волнуют человек и
его тайные помыслы. Его "Отелло" - спектакль о ревности и любви, о
зависти к чужому счастью. Темная и разрушительная стихия ревности
убивает любовь. Отелло со страстью уничтожает свою любовь и себя, и
ничто не может остановить человека, поддавшегося жажде разрушения. Главная черта
эстетики Някрошюса - в той экономности, аккуратности и точности, с
которой он использует плоды своей небедной фантазии. А между тем ни один
образ, мотив или мизансцена не падают в пустоту, любая деталь встроена в
систему, в жесткую драматургическиую и образно-символическую структуру
действия. В первом действии есть несколько сцен игр, весёлой
средиземноморской жизни; такой сценой и начинается спектакль, причём веселье
прекращает Яго.
Очень важная деталь в спектакле - столб, который вначале
носит на спине Джульетта, затем Отелло прислоняется к нему, соглашаясь
помиловать Кассио при первом обращении Дездемоны к нему, затем Отелло
привязывает к столбу Яго. Этот столб -
символ креста, который несёт каждый из героев, их прегрешений, их чувств, их
долга и обязанностей.
Когда Отелло окончательно убеждается в порочности
Дездемоны, он, как языческий шаман, разжигает огонь - ревность и месть
вспыхнули и их уже не потушить.
Произвели очень сильное впечатление некоторые сцены с
Отелло и Дездемоной, заключительная сцена, когда Отелло спускает в воду лодки. 2007, 182 мин., Литва © Meno Fortas
Рекомендую
|